МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
АКТУАЛЬНОСТЬ. Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) — широко распространенное заболевание, не имеющее специфических симптомов, вследствие чего нередко остающееся нераспознанным. Немаловажную роль для его диагностики играет определение уровня Д-димера в крови. Обладая малой специфичностью, данный маркер имеет высокую предсказательную ценность отрицательного результата. Нормальный уровень Д-димера при низкой клинической вероятности ТЭЛА позволяет исключить этот диагноз с точностью до 97%. По последним данным Европейского общества кардиологов, специфичность Д-димера можно повысить, проведя коррекцию верхнего уровня его референсных значений у пациентов в различных возрастных группах. Определение коэффициента коррекции верхней границы нормы Д-димера в зависимости от возраста для оптимизации диагностики ТЭЛА у больных с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) явилось целью исследования.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Обследованы 160 пациентов в возрасте старше 50 лет, страдавших ХСН III–IV функционального класса (ф.к.) по NYHA, у которых была заподозрена ТЭЛА. Всем больным выполняли общеклинические и биохимические исследования крови, определяли содержание в ней Д-димера, выполняли эхокардиографию, ультразвуковую допплерографию вен нижних конечностей и компьютерно-томографическую ангиографию легочных артерий. На основании результатов обследования диагноз ТЭЛА был установлен у 102 пациентов. Уровень проксимальной окклюзии был следующим: главная легочная артерия — 41%, долевые — 31%, сегментарные артерии — 28% больных. У всех пациентов был невысокий риск ТЭЛА-ассоциированной смерти. У 58 больных с ХСН III–IV ф.к. по NYHA с уровнем Д-димера выше референсных значений диагноз тромбоза глубоких вен и ТЭЛА был исключен при помощи инструментальных методов диагностики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У больных с ХСН III–IV ф.к. по NYHA в возрасте старше 50 лет проведение коррекции верхнего уровня референсных значений Д-димера с коэффициентом 0,012 позволяет увеличить специфичность данного маркера в диагностике ТЭЛА на 40%.
ВВЕДЕНИЕ. Одной из основных причин ишемического инсульта и дисциркуляторной энцефалопатии является стенозирующий атеросклероз внутренних сонных артерий (ВСА). Он служит причиной до 40% случаев ишемических нарушений мозгового кровообращения. В настоящее время стратегию профилактики инсульта определяет интенсивное развитие хирургических методов лечения, прежде всего патологии брахиоцефальных артерий (БЦА). По результатам ряда международных мультицентровых рандомизированных исследований сформулированы показания к проведению реконструктивных операций на БЦА и тактика ведения пациентов в послеоперационном периоде. Ряд пациентов с атеросклеротическим поражением БЦА имеют сниженные когнитивные функции. Целью работы явилось сравнение когнитивных функций у пациентов, у которых использован различный хирургический подход при лечении стенозирующего атеросклероза ВСА.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Изучены высшие психические функции у 116 больных со стенозирующим односторонним или двухсторонним поражением ВСА. Исследование КФ проводилось до каротидной эндартерэктомии (КЭЭ, группа 1, n=73) и транслюминальной баллонной ангиопластики ВСА (ТБА ВСА, группа 2, n=43), а также на 5–7-е сут и 30–31-е сут после реваскуляризации головного мозга. Для оценки общей тяжести когнитивных нарушений использовались суммарные показатели основных скрининговых нейропсихологических тестов: Mini Mental State Examination — MMSE; Montreal Cognitive Assasment — МоСА; Батарея тестов для оценки лобной дисфункции (БТЛД); шкала (тест-опросник) депрессии Бека и шкала Гамильтона.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Нарушения при нейропсихологическом исследовании до операции обнаружены у 98% больных. Выявлено исходно сопоставимое состояние высших психических функций в группах с КЭЭ и ТБА ВСА.
При MMSE2 выявлено статистически значимое улучшение показателей в группе 1 как в сравнении с исходными данными (p<0,05), так и в сравнении с показателями второго тестирования груп пы 2. При этом сравнение данных MMSE1 и MMSE2 в группе 2 статистически значимых отличий не выявило (p>0,05). Данные по MMSE3 показали наличие статистически значимого улучшения в результатах тестирования в каждой из групп в сравнении с данными MMSE1 и MMSE2. При этом показатели MMSE3 были статистически значимо лучше (p<0,01) в группе 1, чем в группе 2.
При MoCA-тестировании пациентов наибольшие отличия в результатах тестирования получены в группе 1, где имело место статистически значимое снижение когнитивной дисфункции в тестах MoCA1, MoCA2, MoCA3 и внутри группы (p<0,05), так и в сравнении данных MoCA3 между группой КЭЭ и группой ТБА (p><0,01).
Тесты на оценку лобной дисфункции (БТЛД-тестирование) показали, что тест БТЛД2 составил 16,2 балла в группе с КЭЭ и 14,6 балла в группе с ТБА ВСА. Значительное улучшение показателей мнестических функций отмечалось при осмотре пациентов в динамике БТЛД3: 17,3 балла и 15,6 балла соответственно. Различия в обоих случаях оказались статистически значимыми (p<0,05).
При оценке по шкалам Гамильтона и Бека в обеих группах пациентов отмечался умеренный уровень тревоги и депрессивной подавленности (по шкале Гамильтона 12,4 и 15,8 балла (p><0,05), по шкале Бека 12,3 и 14,4 балла (p>0,05)). При втором тестировании отмечалось статистически значимое снижение уровня депрессивного настроя пациентов (по шкале Гамильтона 8,4 и 13,8 балла (p<0,05), по шкале Бека 9,1 и 11,2 балла (p<0,05) статистически значимо в обоих случаях). При третьем тестировании пациентов в обеих группах отмечалось улучшение психологического фона. В группе с КЭЭ по шкале Гамильтона уровень достигал 5,8 балла, что в сравнении с группой с ТБА ВСА (11,0 баллов) имело наиболее статистически значимую разницу (p<0,001). Показатели, полученные при тестировании по шкале Бека, имели статистически значимые отличия (p<0,05) как внутри групп в динамике, так и между группами 1 и 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. При сравнении ВПФ у пациентов, которым был использован различный хирургический подход (КЭЭ и трансбалонная ангиопластика) при лечении стенозирующего атеросклеротического поражения ВСА нами было выявлено, что: максимальное улучшение высших психических функций формируется к 30-м сут послеоперационного периода по сравнению с дооперационными по- казателями; наиболее значимое улучшение показателей тестов высших психических функций к 30-м сут послеоперационного периода отмечается в группе, в которой в качестве метода хирургической реваскуляризации головного мозга была использована КЭЭ.
ЦЕЛЬ. Критический клинический анализ первых собственных результатов лечения больных панкреато- генным сепсисом путем включения в комплексную лечебную программу метода отрицательного переменного давления с оценкой возможности использования Negative pressure wound treatment (NPWT) — терапии в качестве альтернативы традиционной оментобурсостомии.
МЕТОДЫ. Представлены литературные данные и собственный первый клинический опыт лечения пациентов панкреатогенным сепсисом методом отрицательного переменного давления.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Мы использовали метод отрицательного переменного давления. К его преимуществам следует отнести более раннее купирование синдрома системной воспалительной реакции, непрерывную эвакуацию экссудата и эффективное очищение раневой полости, стимуляцию пролиферации грануляционной ткани, уменьшение риска развития компартмент-синдрома, сокращение сроков стационарного лечения у больных с благоприятным исходом и улучшение качества жизни пациентов во время пребывания в стационаре. К недостаткам метода NPWT следует отнести развитие петехиальных и аррозивных кровотечений в 12,5% случаев и возникновение кишечных свищей также в 12,5% клинических наблюдений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На сегодняшний день нет окончательной ясности, насколько прочное место в алгоритме лечения больных панкреатогенным сепсисом займет методика NPWT-терапии. Данные, полученные в ходе проведенного литературного поиска и анализа собственного клинического опыта использования метода терапии переменным отрицательным давлением, указывают на необходимость подтверждения первоначальных клинических результатов в дальнейших сравнительных рандомизированных контролируемых исследованиях.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
РЕЗЮМЕ. Выполнен анализ отдаленных результатов операции коронарного шунтирования у пациентов с острым коронарным синдромом (ОКС). За период с 2002 по 2014 г. были прооперированы 489 пациентов с ОКС. Информацию для анализа получали на основании анкетирования при телефонном разговоре, а также в ходе амбулаторного или стационарного обследования пациентов. Двенадцатилетняя выживаемость составила 98%. Повторные хирургические вмешательства у обследованной группы пациентов не выполнялись.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные нами отдаленные результаты хирургического лечения пациентов с ОКС были расценены как хорошие.
РЕЗЮМЕ. Одним из важных компонентов интенсивной терапии пострадавших с сочетанной черепно-мозговой травмой (СЧМТ) является раннее начало искусственного питания (ИП). Приоритетным является энтеральное питание (ЭП). Парентеральное питание (ПП) показано при невозможности или недостаточности ЭП для покрытия расчетных потребностей в различных субстратах. Однако необходимо учитывать, что помимо положительных эффектов, проведение ПП может сопровождаться рядом осложнений: гипергликемией, гипертриглицеридемией, нарушением легочной функции, усилением тромбообразования.
ЦЕЛЬ. Оценить безопасность ПП, применяемого в составе смешанного ИП, у пострадавших с СЧМТ.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Обследованы 20 пострадавших с СЧМТ с угнетением уровня бодрствования до 6–13 баллов по шкале комы Глазго и тяжестью состояния по шкале тяжести сочетанной травмы ISS 30–55 баллов при поступлении в стационар. Возраст пострадавших составил 40,2±13,1 года, отношение мужчины/женщины — 17/3. У всех пострадавших был установлен диагноз ушиба головного мозга. У 9 больных выявлены острые субдуральные гематомы, в связи с чем им были выполнены декомпрессивная краниотомия и удаление гематом. Расчет энергопотребности проводили при помощи уравнения Харриса–Бенедикта с поправочными коэффициентами и методом непрямой калориметрии (НК). НК осуществляли круглосуточно с определением дыхательного коэффициента. Для оценки выраженности гиперкатаболизма исследовали азотистый баланс. Всем пострадавшим со 2-х сут после получения травмы начинали ЭП. В связи с невозможностью полной компенсации белково-энергетических потребностей при помощи ЭП на 8,8±1,3 сут было добавлено ПП. Для ПП использовали инфузию трехкомпонентной смеси Нутрифлекс Липид 70/180 (В.Braun, Германия), объемом 625 мл (1 раз в сут). Ежедневно определяли концентрацию триглицеридов (ТГ) и глюкозы в плазме венозной крови, а также отношение напряжения кислорода в артериальной крови к фракции кислорода во вдыхаемой смеси (PaO2 /FiO2).
РЕЗУЛЬТАТЫ. У всех пациентов до начала проведения смешанного ИП отмечали наличие гиперкатаболизма, выраженность которого на фоне проведения смешанного ИП снижалась: у 11 пострадавших с 3-х сут от его начала, у 3 пострадавших — с 5-х сут, а у 6 — к 7-м сут после его начала. Введение ПП «три в одном» сопровождалось незначительным увеличением концентрации ТГ через 2 ч после начала инфузии и не оказывало влияния на динамику состояния легочного газообмена. Введение ПП сопровождалось развитием гипергликемии. Повышение уровня глюкозы в сыворотке венозной крови отмечали через 2 ч и через 12 ч после начала ПП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведение смешанного ИП пострадавшим с тяжелой СЧМТ не приводит к развитию гипертриглицеридемии и нарушению легочного газообмена и позволяет достичь целей нутритивной терапии.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ИСТОРИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНЫ
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
СТРАНИЦА БИБЛИОГРАФА
АНОНС
ISSN 2541-8017 (Online)